Пруст... кто бы мог подумать... Вот это - настоящий вызов. Пруст очень редко начинает легко читаться, в основном же я сижу и напряженно втыкаю... и приходится по несколько раз перечитывать одну страницу. Я осилила второй том Потерянного времени. Сижу и думаю, стоит ли читать дальше, хотя, конечно, второй том я дочитывала с мыслями:"Ну, Пруст, ну... Вызов принят!!!" Так что по-любому, теперь же я упрусь рогом и дочитаю эту эпопею до конца. А читать еще пять томов... шепчет мне вкрадчивый противный голосок... Ну и что. Все равно дочитаю. Кто там следующий? Кажется Германты на очереди.
"Под сенью девушек в цвету" очень отличается от "По направлению к Свану" по настроению. В ней мытарства занимают первую часть, вторая же часть посвящена блаженному пребыванию под сенью девушек. Состояние, когда ты отрекаешься от всего и погружаешься вот в это настоящее сиюминутное мгновение. И наслаждаешься им. Иногда стоит именно такой терапией лечить больное сердце, что герой и проделывает. Но первый том был мне куда ближе. Понятнее. Любовь Свана к Одетте была такой понятной, давящей, но до глубины души понятной, а вот девушки в цвету... странное явление.) Я уже говорила, что Пруст - зануда? Тогда не буду повторяться. Я очень люблю самокопание, но это уже перебор. И главное по длине предложений, автор мало уступает Толстому. Пока дочитал, забыл, чем начиналось. Сложные мысли. И сложные потому, что очень своеобразные. Пруст любит обобщать, он говорит "любим", "чувствуем" и т.д. в полной уверенности, что все так чувствуют. Но. Сотню раз ловила себя на мысли, что это не так. Да, есть схожие моменты, когда ты думаешь:"Да, в точку!", - но их мало. Может быть дело в переводе? Но есть писатели, читая которых я постоянно думаю, что всё так и есть, Боже, откуда он знает, а здесь не так. Может быть, Пруст слишком глубоко копает, из-за этого сложно его понять. Даже не знаю. Поживем - прочитаем еще 5 томов, и возможно, станет яснее. Будем надеяться. *с ужасом предвкушает еще ооочень длительное чтение...*
"А когда уже не любишь, то если даже и смотришь философским взглядом на противоречивость любви и сколько бы ты ни разглагольствовал о ней, сам-то ты любви не испытываешь, а стало быть, и не знаешь ее, ибо знание в этой области непостоянно - оно существует до тех пор, пока в нас живо чувство".
"...я говорил себе, что у меня есть верный друг, что верные друзья редки, и , сознавая, что я - обладатель трудно достижимого блага, ощущал нечто прямо противоположное хорошо знакомому мне наслаждению - наслаждению извлекать из себя и вытаскивать на свет то, что пряталось в полумраке".